ИВАНОВ-АРДАШЕВ В.В.: ОПАЛЬНАЯ ФАМИЛИЯ
На фото - автор статьи
Есть на Руси фамилии, чей корень настолько древний, что по сравнению с ним даже Рюриковичи с их более чем тысячелетней историей покажутся малыми детьми. Это фамилии с корнем «ард», что означает «страж», причем в самом высоком, сокровенном смысле.
А вообще с корнем «ард», или более привычным «гард», имена в Европе встречаются часто. Это и Ричард, Эбергард, Рейнгард и прочие «стражи». Да и в словах «гвардия», «авангард», «гардемарин» тот же корень.
Но это всё западные слова, появившиеся в России лишь в последние столетия. А вот слово «ардаш» с тем же корнем на Русь попало значительно раньше и отнюдь не из Западной Европы. Так называли ткань восточного происхождения. Был ли это шёлк или ситец, до сих пор не ясно. И хотя В.И.Даль, автор «Толкового словаря живого великорусского языка», трактовал «ардашку», как дешёвую и некачественную ткань из шёлка, закупаемую в Шемахе и Персии, у нынешних исследователей на этот счет иное мнение: ткань была из хлопка, либо смесовая, но никак не шёлковая. Ибо шёлк всегда был дорогим товаром и называли его на Руси сериком, отсюда и фамилия — Сериков.
Впрочем, не важно, из чего была ткань, главное — откуда, с южного берега Каспия, вотчины Ирана, где слово «ардаш» было общепринятым, чем-то вроде брэнда иранской торговли. Им восточные купцы расхваливали товар, называя его «царским», но со временем… заболтали до обычной «царёвки», расхожего товара. И с таким упрощённым названием ткань и продавалась в России, превратившись в обычную «ардашку». Случилось это в XVII-XVIII веках, когда торговля с Ираном и Средней Азией оживилась, и прежний дорогой текстиль с «загадочного Востока» всё чаще стал дополняться банальным «ширпотребом».
Ныне в энциклопедиях и по интернету слово «ардаш» трактуется исключительно по В.И.Далю, хотя за полтора столетия, прошедших со времени издания словаря, историки и лингвисты основательно изучили этимологию иранских слов, вошедших в «великий и могучий» русский язык. Поэтому нелишне напомнить об истинных корнях этого удивительного слова. Итак, слово «ардаш», одно из древнейших не только в иранском, но и вообще в индоевропейских языках. Значение его, как считают учёные, многозначно и в древности несло высокий духовный смысл. В основе его корни: «ар» — благородный, «ард» — страж, «арта» — правда. Что-то вроде «благородного стража правды».
Самое древнее и подтвержденное археологами упоминание слова «ардаширари», относится к девятому веку до нашей эры, ко временам Ассирии, когда собственно иранский этнос ещё только вызревал в недрах предшественников. Уже на этой стадии слово трактуется, как бесспорно иранское.
При царе Дарии I Ахемениде, правившем в Иране на рубеже шестого-пятого веков до нашей эры, слово «ардашата» встречается довольно часто.
А при Сасанидской династии, правившей в Иране в третьем-седьмом веках уже нашей эры, слово «ардашир» и вовсе становится важнейшим, тронным, ибо так звали первого «царя царей» этой династии Ардашира I Папакана.
Кстати, военное сословие древних иранцев называлось «ардаш-таран», или тот же «страж», но «сокрушающий». Да и богиня была, Дева Ард, хранительница рубежей. От её имени происходит название легендарной Асгарды, «города богов», откуда на север, в Скандинавию, уходили предки викингов. И это доказанный учеными факт. И саму Асгарду, «Стражницу асов-богов», или «Великую Стражницу», археологи ещё полвека назад раскопали на месте древнего города Нисса, что в районе современного Ашхабада, в Туркмении.
Интересна и трактовка слова «Гардарика», как в раннем Средневековье европейцы называли Русь. Почему-то в наших учебниках это слово давалось лишь в виде образного сравнения - «страна городов». Но если переводить дословно, то Гардарика — это «земля стражей», или «порубежная страна». И порубежная в отношении чего? Конечно, Ирана, «отчего дома» европейской цивилизации. И древние русичи, конечно, знали о своём языковом родстве с иранцами-ариями. Кстати, по древним славянским преданиям, отцом Чеха, Леха и Руса, явившихся с востока, был Арий, или Иран.
И даже когда славяне и арии разделились, а древние и общие для них верования сменились иными религиями, Русь для Ирана никогда не была чуждой страной, да и русичи к персам относились с большим пониманием, нежели к другим восточным этносам. И для иранских купцов, географов, путешественников Русь всегда была притягательной, о чём свидетельствуют многочисленные трактаты и путевые заметки «учёных персиян».
Но вернёмся к слову «ардаш».
Вскоре после воцарения династии Сасанидов в третьем веке нашей эры в Иране началось бурное строительство городов с именем основателя династии: Ардашир-Хварра, Нод-Ардашир, Хормизд-Ардашир и прочих. А поскольку Иран занимал тогда весь Ближний Восток, да и Согдиана, или нынешняя Средняя Азия, была ему родственной, то этими самыми «ардашири», жителями «царских» городов, буквально наполнился весь военный, ремесленный и торговый люд. И слово «ардаш» стало едва ли не главным на восточных базарах. С берегов Каспия оно проникло на Кавказ, в Поволжье, другие земли.
И хотя в седьмом веке династия Сасанидов была свергнута, а города с «царским» именем переименованы, слово «ардаш» прочно вошло в обиход. Более тысячи лет звучало оно на рынках Востока и даже закрепилось в прозвищах, а затем и фамилиях: в Грузии - Ардашвили, в Татарстане – Ардашлар, а в России даже в нескольких фамилиях, которые принято считать «купеческими» - Ардашев, Ардашников, Ардашкин…
Конечно, можно усмехнуться, читая стародавние рассуждения В.И.Даля, нарекшего эти фамилии «купеческими», ведь так можно договориться, что и фамилия Керенский произошла от банкнот «керенок», то есть перевернуть всё с ног на голову. Но исследователей интересуют не только расхожие байки, записанные собирателями фольклора, но и древние, истинные корни этих и других слов.
Возьмём, к примеру, популярное на Востоке слово «наташка». Уже полтора столетия так называют… распутных славянских девок. И когда турок или араб приезжает в Россию, он с удивлением узнаёт, что Наташа - вовсе не девица легкого поведения, а красивое русское имя и происходит от латинского «natal», или «родная», «естественная», от самой природы. Вот вам и превращение красоты в банальность!
Нечто подобное произошло и с «ардашкой», сменившей свою «царскую» сущность на вполне обычную. Так и прижилось на Руси древнее иранское слово, ставшее родным. И, конечно, не только персы и славяне использовали его в разговоре, но и люди других национальностей, в том числе хазары, евреи, аланы, поселившиеся на этих землях задолго до легендарного Рюрика.
А теперь об известных в России людях, носивших фамилию Ардашев.
Первым, чьё имя упоминается в исторических документах, был татарский князь Бялик Ардашев, ставший в бытность царя Ивана Третьего великокняжеским гонцом. По-нынешнему, министром иностранных дел, наделённым правом заключения международных договоров. Его «татарскую» принадлежность следует воспринимать условно, это был выходец из Золотой Орды и её наследника Казанского ханства, человек с хазаро-иудейскими корнями, где еврейское имя Бялик говорит само за себя.
Кстати, контакты русских князей и хазарской знати, влившейся в Золотую Орду, были делом привычным, поскольку ещё со времён Киевской Руси принявшие иудаизм хазары, как и еврейские общины, были такими же участниками этнообразующего процесса, как и угро-финны, тюрки, другие этносы, жившие бок о бок со славянами. И заимствование имён было явлением обычным. У русичей, как известно, лишь имена с окончанием на «мир», «мил» и «слав» можно считать своими, исконными, а Иваны и Марьи «пришли» издалека, как и многие другие еврейские, греческие, иранские имена.
И вообще Русь многое унаследовала от древнего ираноязычного мира, бывшего когда-то колыбелью европейской цивилизации. Оттуда, кстати, переселились и еврейские общины, для которых и древние иранские, и будущие славянские земли стали такими же родными, как и для других этносов. И от Византии с её христианской культурой, имевшей не только греческие, но и иудейские корни, Русь взяла духовную суть. Существует даже понятие «Русь иудейская», кому-то неприятное, но историками воспринимаемое вполне корректно.
Именно так, в историческом контексте, и следует к этому относиться, оставив гнев и домыслы другим, несогласным.
И снова о древней фамилии Ардашев — тёзки многочисленных Ардов и Гардов, или «Стражей», буквально заполонивших европейскую воинскую терминологию и ономастику. На Руси Ардашевы изначально были военной и государственной элитой. Кстати, известный сподвижник царя Ивана Грозного, Алексей Адашев, букву «р» в фамилии которого «убрали» обстоятельства, нынче бы именовался премьер-министром, поскольку был вторым человеком в государстве. И вообще слово «ардаш» задолго до этого запечатлелось в нескольких иноземных династиях — армянских Ардашезов и иранских Сасанидов, которых правильнее было бы называть Ардаширами, а на Руси, вопреки суждениям В.И.Даля, было княжеским, боевым.
И нынешним спецназовцам не мешало бы знать, что фактическим родоначальником диверсионных отрядов на Руси был сотник Ардашев, устроивший подкоп и взрыв под Казанской крепостью и первым ворвавшийся туда. А другой Ардашев, по имени Амвросий, был капитаном и двумя столетиями позже вёл следствие по делу мятежника Емельяна Пугачёва и по нынешним меркам считался бы следователем Генеральной прокуратуры в куда более высоком звании. Были и другие Ардашевы – офицеры, священники, юристы, учёные. Люди незаурядные, вроде историка Павла Ардашева, умершего в нищете в годы революции. А других Ардашевых, уже в церковных одеяниях, расстреляли во время сталинских репрессий, в том числе и на печально известном Бутовском полигоне.
Почему же вдруг фамилия Ардашев стала опальной? И в годы Советской власти почти не упоминалась, а поиски архивные были строжайше запрещены?
Сейчас это уже не секрет, а вот прежде историки сильно рисковали, пытаясь открыть тайну уральских Ардашевых, чья трагическая судьба набросила тень умолчания на всех людей с такой фамилией.
Одним из тех, кто упорно работал над этой темой, был ленинградский историк Михаил Григорьевич Штейн, с которым мне довелось переписываться. Он не был первооткрывателем еврейских корней Ленина, как и уральских Ардашевых, состоявших с ним в родстве, но рискнул об этом заявить ещё до «перестройки», вызвав немалый гнев.
Напомню, речь шла о сёстрах Бланк, Марии и Любови, вышедших замуж соответственно за Ульянова и Ардашева, то есть о матери и родной тётке будущего вождя Октябрьской революции. Кстати, Любовь Александровна Бланк, по житейским меркам, была самой успешной из пяти сестёр, и в её богатом имении Кокушкино отчисленный из Казанского университета племянник Володя Ульянов «отбывал» свою первую ссылку. Точнее был взят на поруки потомственным юристом Александром Ардашевым, мужем тётушки. И Ардашевы весьма основательно поддерживали Ульяновых, попавших в затруднительное положение.
И как в каком-то сентиментальном романе, Володя Ульянов общался с кузеном Виктором и кузиной Евдокией Ардашевыми, чьи потомки живут и ныне, являясь наиболее близкими родственниками вождя, его внучатыми племянниками. Но это не уберегло от невзгод. Внук Евдокии, игумен Евстафий, получил тюремный срок в брежневские времена якобы за торговлю антикварными иконами и об этом человеке немало информации в интернете. А вот с внуком Виктора Александровича Ардашева, двоюродного брата вождя, мне довелось обменяться электронными письмами, и мы решили, что вряд ли являемся родственниками, пусть и дальними, хотя в наших родословных имеются кое-какие совпадения и «белые пятна», подталкивающие к поиску.
Я отношусь с уважением к дальним родственникам Ленина, живущим ныне во многих странах. И когда в одной из московских газет появилась статья с жутковатым названием «Родня Франкенштейна», сообщил автору, что не считаю Ленина каким-то монстром и уж тем более отношусь с сочувствием к Виктору Ардашеву, его двоюродному брату, убитому уральскими большевиками, наверняка знавшими, кого они застрелили якобы при попытке к бегству.
Об этой печальной истории уже немало написано, и трагическая судьба уральских Ардашевых по-прежнему интересует историков. А вот бесчисленный список других Ардашевых, в том числе и моих забайкальских родственников, репрессированных при Сталине, лишь сейчас проступает в тумане забвения. И скромные труженики архивов и краеведы вроде Владимира Соломоновича Биргера из красноярского «Мемориала», ушедшего из жизни совсем молодым, но успевшего собрать сотни свидетельств, доброе тому подтверждение.
Так из небытия проступают опальные и просто фамилии…
Владимир Иванов-Ардашев
Источник - сайт "МЫ ЗДЕСЬ" (размещение на нашей интернет-площадке с разрешения автора контента выше)