Възд в город Памятник Гайдаю Мемориал Славы

ВЕХИ И ВЁРСТЫ. Глава 423. Грызловы. Часть 2: Александра Ивановна о себе

ВЕХИ И ВЁРСТЫ. Глава 423. Грызловы. Часть 2: Александра Ивановна о себе

Из рассказа Александры Ивановны Грызловой узнал, что её отец Иван Петрович Грызлов (дед моей жены Эльвиры по материнской линии), родился в 1888-ом году в Тархановской области Ардатского уезда в деревне Береговые Сыреси. У него были братья: Илья Петрович, Михаил Петрович и Семён Петрович. 

Александра Ивановна в 1908-ом году родилась в Береговых Сыресях, и на Дальний Восток её привезли в трёхлетнем возрасте. Она вспомнила, что перед войной её отец посетил Береговые Сыреси. Брат Михаил был жив и жил в отцовском доме, но Ивана Петровича  встретил настороженно. Он подумал, что брат приехал отбирать у него отцовский дом, но когда узнал, что Иван Петрович  соскучился по Родине и  приехал посмотреть, как живут братья, а к дому у него нет  никаких интересов, был принят им с большим гостеприимством.

По словам детей Ивана Петровича, Илья Петрович тоже жил в Ульяновской области, но сведений о нём, его жене и об их детях никто не имел.

Александра Ивановна также поведала мне о том, что у Михаила Петровича была дочь, которую звали Любовь. По мужу она была Лаушкиной и проживала недалеко от Москвы  в селении Кунцево. Больше о Михаиле Петровиче, его жене и родне никто ничего не знал.

На Дальнем Востоке семья Ивана Петровича тогда жила на станции Ин, которая находится  под Хабаровском. После смерти матери маленькая Шура для своих младших сестёр осталась нянькой. Она училась прилежно, была требовательна к себе и к сестрёнкам. Ей нравилось играть в школу, поэтому с той поры у Шуры появилось желание стать учительницей.

Об Александре Ивановной Грызловой говорил тогда, когда писал о своём детстве и учёбе в третьем классе школы номер пятьдесят три, поэтому повторяться не стану.

Долгие годы избегал с ней встреч, но пути господни неисповедимы – наши жизненные дороги не только пересеклись, но мы породнились с ней, когда женился на её племяннице – Эльвире Николаевне Светликовой.

Когда яприезжал в город Свободный, всегда заходил в гости к Александре Ивановне, где часто встречал её закадычную подругу (и свою любимую учительницу) – Любовь Ивановну Омельченко. Последние три года жизни Александра Ивановна была прикована к постели – у неё при падении на скользкой дороге случился  перелом головки кости бедраю

Когда бывал у неё, мы часто вспоминали те далёкие школьные годы. Однажды рассказал ей о своём страхе, который испытывал к ней, на что та давилась смехом и говорила: «У меня не было другого оружия, как словом нагнать на вас страх». Мы были довольные друг другом. Александра Ивановна, узнав о том, что я собираю материал о родословной Грызловых, охотно поделилась со мной всем, что меня интересовало.

***

Александра Ивановна о себе рассказала следующее: «Первый мой брак был с Павлом Шкериным, он был гражданским и длился около года. Детей у нас не было. Когда встретила молодого учителя Бориса Лазарева, моё сердце вспыхнуло к нему страстной любовью. Борис был красив, очень обходителен и скромен. Он не курил и не употреблял спиртного.

Когда он сделал мне предложение, не задумываясь, приняла его. Так мы поженились. В 1937-ом году у нас родились двойняшки мальчик и девочка. Мальчика мы назвали Ксенофонтом, девочку Томилой. Наше счастье с Борисом было недолгим. В 1938-ом году его по ложному доносу арестовали и в застенках КГБ пытали целый год. Домой Борис вернулся совсем другим человеком – стал замкнутым, раздражительным, начал пить водку и в короткий срок практически превратился в алкоголика.

Вскоре началась Великая Отечественная война. Чтобы доказать людям и Родине, что он не враг народа, Борис добровольцем ушел на фронт и погиб при освобождении города Рига. Замуж больше не вышла и детей поднимала одна».

До конца своей жизни самой закадычной её подругой оставалась Любовь Ивановна Омельченко, школа и дети, которым она посвятила свою жизнь.

Забегая вперёд, скажу о том, что Александра Ивановна Грызлова умерла в феврале одна тысяча девятьсот восемьдесят девятого года. Вскоре - больше  от тоски, чем от болезни, - ушла из жизни её закадычная подруга и моя любимая учительница Любовь Ивановна Омельченко. Их могилы находятся на городском кладбище города Свободного близко одна от другой. Когда была возможность и здоровье - бывал в этом городе, приходил на кладбище...

10:40
2433
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
|