Възд в город Памятник Гайдаю Мемориал Славы

ЛАЗАРЕВ С.Я.: НРАВЫ СУРАЖЕВКИ. «ДЕСАНТ» 1909 ГОДА. ЗАРОЖДЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

ЛАЗАРЕВ С.Я.: НРАВЫ СУРАЖЕВКИ. «ДЕСАНТ» 1909 ГОДА. ЗАРОЖДЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Впервые напечатано  в газете "Зейские огни" от 15.07.1977 г №115

***

Труды Лазарева Сергея Яковлевича впервые оцифрованы на сайте "Свободная Интернет-Газета" с целью сохранения, приумножения и популяризации культурного наследия данного региона и его развития. Не преследуем коммерческие цели.

Статья рекомендована для учащихся, студентов, научных сотрудников исторической и краеведческой специализации, а также для всех читателей, интересующихся историей микрорайона Суражевка города Свободный.

 

НРАВЫ СУРАЖЕВКИ

Воскресный отдых рабочих Суражевки в летнее время примерно был таким: любители рыбной ловли рано утром или с вечера уходили с удочками на Большое озеро (ныне – Большое Бардагоное, в просторечье «Большанка») или Алексеевское (прозванное «Арендованным»).

Охотники за грибами и ягодами с жёнами и ребятишками ходили на склоны сопок к Дубовке и левее её. Кому удавалось упросить лодочника Дубова дать лодку для того, чтобы сплавать на остров «любви и страданий», те были счастливы (такое красивое название было дано острову, расположенному против мельниц под левым берегом Зеи). Оттуда привозили ягоды черёмухи, малины, чёрной смородины, а также дикий лук и щавель. Растительность на этом острове была густая – настоящие дебри. В высокой траве под деревьями росли папоротники, хвощи и лопухи с громадными листьями.

Иногда в летние солнечные дни молодые рабочие на улицах Суражевки и на самом лесопильном заводе играли в «лапту» или в «выжигательные круги». Собирались группы рабочих и для игры в «городки». Все были трезвыми, весёлыми, дружелюбными.  По вечерам рабочие вместе с жёнами иногда играли на улице в «горелки». Иллюзион Некрасова на Торговой улице рабочие почти не посещали – не было свободных денег. Там обычно была молодёжь из купеческих и мещанских семей.

Летом семьи рабочих ложились на ночной отдых с наступлением вечерней темноты. Ведь с раннего утра им предстоял 11-часовой рабочий день (главам семей). Зимой занимались по вечерам домашними делами при свете тусклой керосиновой лампы. Вечерние прогулки по Набережной улице были не совсем безопасны. Часто там хозяйничали хулиганы из «Собачьего ящика». Примерно к 11 часам вечера население Суражевки засыпало. Слышен был лишь лай собак да дикое «пение» на Набережной грузчика-пьяницы Адама из «Собачьего ящика».

 

«ДЕСАНТ» 1909 ГОДА

Как же разворачивались события на земле будущего города Свободного между 1909 и 1915 годами? Необходимо вспомнить, что в 1909 году не было ни автомобилей, ни вертолётов, ни землеройных машин-экскаваторов, бульдозеров, грейдеров, скреперов, ни подъёмных кранов, ни автопогрузчиков. Были только телеги, конные тарантайки, тачки, носилки, ломы, лопаты, кирки, кайлы и … много дешёвой рабочей силы. Но для размещения рабочих-строителей нужны были жилища, а их не было. Сообщение с Суражевкой было только водным путём: от Сретенска до Благовещенска на больших пароходах, а от Благовещенска до Суражевки на пароходах меньшего размера («Якут», «Рюрик», «Вера», «Нина»). Навигация длилась с 15 мая по 15 октября, т.е. 5 месяцев в году.

Сразу после решения о строительстве Амурской железной дороги в намеченный в нём пункт нахождения будущего управления Амурской железной дороги, в Суражевку, водным путём прибыла группа инженеров Министерства путей сообщения (сейчас сказали бы десант). Их перевели с других железных дорог России. На первое время они прибыли без своих семей. Им предстояло: одной группе - организовать строительство городских дорог на возвышенном плато севернее Суражевки (с полной планировкой улиц будущего города), устроить съезд к реке Зея (проделав проход в сопке), дамбу от сопки до Желуна, деревянный мост через Желун и дамбу от моста до места набора гравия. Рабочая сила для таких работ – китайские рабочие, которых весной нанимали, а осенью увольняли. Жили они в землянках в страшной скученности. Работы велись только в тёплое время года. Количество китайцев на дорожных работах колебалось от 10 до 15 тысяч человек. Им предстояло за 5-6 летних сезонов капитально построить 25 вёрст городских дорог. При этом снимался на один аршин слой земляного грунта и вывозился для засыпки оврагов. Корыто заполнялось речным гравием (галькой), верхняя постель делалась из глины с песком, а поверх неё насыпался промытый кварцевый песок, который прикатывался паровыми катками.

Другой группе инженеров было поручено организовать на берегу Желуна распиловку сплавного леса на брусья и пиломатериалы, необходимых для строительства в первую очередь бараков для рабочих-строителей.

Был вырублен дубняк с краю плато и очищена стройплощадка для постройки из бруса 30 бараков-общежитий коридорного типа (впоследствии на этом месте находился южный городок). По мере готовности бараков они заселялись семьями рабочих-плотников и печников (каменщиков), которые прибывали на пароходах из Благовещенска. Это были переселенцы из Рязанской, Тамбовской, Пензенской и других губерний России.

После постройки бараков «на горе» началось в Суражевке строительство большого 4-рамного лесопильного завода с деревообделочной и столярной мастерскими для выпуска столярных изделий, необходимых строительству жилых домов и станционных зданий на восточной части Амурской железной дороги. Он же должен был выпускать шпалы, мостовые и переводные брусья, буферные брусья для вагонов. Оборудование для завода было закуплено в Швеции и доставлено водным путём в Суражевку в 1911-1912 гг

В то же время началось строительство на будущей станции Алексеевск (М.Чесноковская) шести «П»-образных больших одноэтажных деревянных зданий и одного 2-этажного для временного размещения служб и отделов будущего управления Амурской железной дороги.

 

ЗАРОЖДЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

С появлением в городе хороших дорог началась его застройка жилыми домами. В числе первых застройщиков были инженеры, прибывшие его строить. Рабочая сила и материалы были в их распоряжении. Впоследствии их дома стали украшением деревянного Алексеевска (Свободного).

Управление Амурской железной дороги было организовано в 1914 году и заняло построенные для здания на станции Алексеевск (М.-Чесноковская). В это время «на горе» строилось большое кирпичное здание управления дороги и четыре двухэтажных кирпичных дома для отдельных служб.

К 1916 году управление дороги было полностью укомплектовано штатами. В нём, включая главный материальный склад дороги в Суражевке, работало около 700 служащих.

Самым крупным промышленным предприятием был Алексеевский казённый лесопильный завод, на котором работали около 700 человек. 200 человек китайцев, работавших на бирже готовой продукции, вручную выполняли погрузку в вагоны широкой колеи строганого погонажа досок (для строительства казённых жилых домов на станциях Амурской железной дороги, для ремонта вагонов), шпал, мостовых и переводных брусьев, телеграфных столбов. Эти же рабочие занимались доставкой из лесопильного корпуса пиленной продукции на склад естественной сушки пиломатериалов, сортировкой этой продукции после просушки, подачей её на 4-сторонние строгальные станки (джоллеры) и транспортировкой строганной продукции на отгрузку в вагоны (по узкоколейному пути). Около ста человек русских и украинцев работало на бирже сырья: выкатывали самотаской лес из воды (на берегу Зеи), устраивали из него трёхрядные штабеля пиловочника (зимний запас для работы лесопильного корпуса), подавали пиловочник на распиловку в лесопильный корпус (летом – напрямую из реки). Труд был ручной. Узкоколейную вагонетку с брёвнами по складу леса таскала лошадь, рабочие толкали вагонетку сзади. Лошади были заводские.

Остальная рабочая сила (400 человек) была занята на основном производстве: в лесопильном корпусе, столярной мастерской и деревообделочном цехе, подсобных мастерских, мельнице, лесосушке, заводской конторе.

На Алексеевской и Клюевской мельницах (вместе взятых) работало около 200 рабочих, главным образом, грузчиков. Эти же грузчики производили погрузку муки на баржи (для отправки с пароходами в верховья Зеи) и в железнодорожные вагоны.

На мелких предприятиях Суражевки – пивоваренном заводе, заводе фруктовых вод, кожевенном, бойне (мясокомбинате), двух кирпичных заводах – было занято не больше 100 человек. Кирпичные заводы были расположены «под сопкой» по дороге на Дубовку. Один кирпичный завод (частного предпринимателя) выпускал хорошо обожжённый кирпич красный и огнеупорный – для ремонта жилищных печей и постройки новых. Второй завод был казённым и выпускал обожжённый кирпич для строительства кирпичных зданий управления Амурской железной дороги.

На станции Алексеевск (М-Чесноковская) в однокорпусном оборотном депо в то время работало не больше 50 рабочих. На обслуживании путевого хозяйства станции работала бригада Горбачёва, в которой насчитывалось около 25 человек. Всё станционное путевое хозяйство состояло тогда из четырёх станционных путей и двух тупиков – на главный материальный склад дороги и на лесопильный завод, мельницы, пристань и детский приют.

Схема улиц п. Суражевка 1915 г. (Фото. Музей МОАУ СПОШ № 11)

 

Схема п. Суражевка 1915-1928 гг. (Фото. Музей МОАУ СПОШ №11)

На обслуживании домов управления дороги работали печники, столяры, маляры, сторожа, трубочист, рабочие на лошадях – всего не больше 25 человек. Отопление во всех домах управления дороги, расположенных на станции Алексеевск было печное, на дровах.

Всего в Суражевке и на станции Алексеевск работало рабочих примерно 1100-1150 человек. В самом городе («на горе») никаких производств до 1917 года не было, если не считать типографию Мокиной, в которой работало с десяток людей.

В 1916 году работы по строительству зданий управления Амурской железной дороги были прекращены. Шла изнурительная империалистическая война. Не было ни средств, ни свободных людских резервов у царского правительства на строительные работы в глубоком тылу. Главный корпус управления дороги к тому времени был выведен всего на два этажа. Таким он и оставался до 30-х годов.

На городской железнодорожной станции было брошено строительство большого кирпичного вокзала. При строительстве в 30-х годах нового деревянного здания вокзала, недостроенное здание кирпичного вокзала было разобрано, и следы его местонахождения исчезли.

Последняя крупная работа, которая велась в 1916 году в самом городе - это достройка дорожного полотна на теперешней улице Шатковского от городского сада до артезианского колодца на пересечении этой улицы с Благовещенской (ныне – ул.Советская). Работа велась рабочими-китайцами. Их там было человек 700-800. Это был последний аккорд в дореволюционном строительстве городских дорог в городе Свободный.

ЛАЗАРЕВ Сергей Яковлевич

+1
17:20
1830
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
|
Похожие статьи
ТАРАСОВ Ю.А.: О рождении Суражевки
Опыт исторического исследования. К 115-летию первого упоминания Суражевки в официальных документах
ЛАЗАРЕВ С.Я.: ПЕРВЫЕ ПОСЕЛЕНЦЫ. СУРАЖЕВКА – БОЙКОЕ МЕСТО
Впервые оцифровано в полном объёме. Часть 1
ЛАЗАРЕВ С.Я.: КТО КОГО
Впервые оцифровано в полном объёме. Часть 2
ЛАЗАРЕВ С.Я.: АЛЕКСЕЕВСКИЙ ЛЕСОПИЛЬНЫЙ ЗАВОД
Впервые оцифровано в полном объёме. Часть 4